Новости факультета
Выбор факультета
27 декабря 2021

NPD Group: Российский рынок общепита практически восстановился после резкого падения в 2020 году, но теперь почти 60 процентов его приходится на фаст-фуд

Российский рынок фудсервиса практически восстановился после резкого падения в 2020-м, и сегодня в расходах отстает от показателей 2019-го только на 2%. Но теперь почти 60% этого рынка в деньгах приходится на фастфуд, пишет Ресторатор-Шеф.

По данным исследований NPD Group, российский рынок фудсервиса практически восстановился в деньгах после резкого падения в 2020, связанного с пандемией, ограничительными мерами и низкой мобильностью населения. По результатам 10 месяцев 2021 года рынок отстаёт лишь на 2% в расходах от доковидных показателей 2019-го.

Однако трафик посещений заведений общественного питания с января по октябрь 2021-го все еще ниже на 9% уровня января-октября 2019 года. Зато фастфуд упрочил свои позиции и в 2021 году достиг рекордной доли в 57% рынка в расходах.

«Это феноменальный показатель, - комментирует эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова, – Россия по структуре рынка встала в один ряд с Китаем, США и Канадой, где доля фастфуда доходит до 60 %. При этом в европейских странах, таких как Великобритания, Германия и Франция, фастфуд занимает лишь 25-50 % индустрии фудсервиса».

Обвал российского рынка в 2020 и начала 2021 года не был столь драматичен как в Европе, при этом турбулентность и новые модели поведения потребителей изменили саму структуру индустрии, констатируют эксперты. Еще в 2019 году, по данным NPD, фастфуд в расходах покрывал собой 49% рынка против нынешних 57%.

Во время кризиса сильней всего пострадал как раз сегмент кафе и рестораны полного обслуживания (их доля составляла 23% в 2019-м, в 2021-м уже 17%). Сегмент ретейла чуть подрос – с 7% в 2019 до 8% d 2021. Кофейни и пекарни, а также сегмент столовых, показывают стабильность с 7% и 8% в 2019-м и 2021-м соответственно.

Рост доли расходов в фастфуде связан с несколькими факторами. Во-первых, операторы ресторанов быстрого обслуживания оказались лучше готовы к вызовам пандемии, поскольку заранее начали развитие доставки, мобильных приложений и других технологий, которые оказались очень востребованными во время локдаунов.

Во-вторых, по данным опросов NPD, именно крупные сети вызывали бОльшее доверие у потребителей, считавших, что в сетевых заведениях лучше следят за выполнением всех санитарных норм и регулярно дезинфицируют все помещения.

А кроме того, как отмечают в NPD индустрия фудсервиса восстанавливалась во многом благодаря потребителям моложе 35 лет. За первые 10 месяцев 2021 года потребительские расходы группы моложе 35 лет выросли на 19% по сравнению с 10 месяцами в 2019 года. Именно возрастная группа до 35 лет является ключевой для фастфуда.

Молодежь мобильна, общительна, часто стеснена в средствах, поэтому предпочитает заведения быстрого обслуживания благодаря доступности и демократичности. Еще одно, возможно ключевое, конкурентное преимущество блюд из фастфуда – выгодное соотношение цены и калорийности.

Общее место – доставка, которая даже после сильного рывка в 2020-м, выросла в 2021-м еще, а по итогам 10 месяцев 2021-го увеличилась на 125% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Ну и на сладкое, – данные NPD Group фиксируют смещение потребления из ресторанных залов в частные пространства: квартиры, кухни, офисы, автомобили и прочее.

То есть пора говорить о том, что формула "навынос" уже стала одним из важных принципов поведения потребителей, а значит и условием рынка. Если за первые 10 месяцев 2019 года вне ресторана съедалось 35% заказов, то в 2021 году за тот же период – уже 53%.

Кстати, по данным совместного исследования "Деловой среды" и "Эвотора", за 2021 год больше всего среди малых предприятий выручка выросла в кофейнях с напитками навынос - на 61% (средний чек кофеен за год вырос на 20%, до 251 рубля), а средняя выручка ларьков с фастфудом (тот же формат навынос в сущности – прим.ред.) увеличилась на 26%, а средний чек на 9%, до 356 рублей.
Все новости >