Новости факультета
Выбор факультета
22 сентября 2020

«Чтобы обучение в RMA принесло пользу, вы должны четко определиться, для чего вы здесь оказались»

Мы продолжаем знакомить читателей сайта RMA c выпускниками бизнес-школы, со временем ставших ее преподавателями. Сегодняшний наш собеседник — выпускник одной из самых первых групп факультета «Менеджмент в игровых видах спорта», основатель и генеральный директор компании «Спортивные проекты» Денис Стариков.



Фото: RMA



Денис, шесть лет назад я уже брал у тебя интервью, поэтому, чтобы не тратить лишнего времени, всех кому интересно, как и почему ты в свое время пришел учиться в RMA, мы к нему и отошлем. А ты сейчас расскажи лучше о том, что в жизни твоей и твоей компании за это время изменилось. Ты по-прежнему занимаешься билетными и абонементными программами в спорте?

Спорт добавляет в жизнь ярких эмоций, операции с билетами — это не только подсчет выручки в кассе, а еще и постоянный мониторинг законодательства, использование статистики, изучение рынка программного обеспечения, и многое другое.

И эта комбинация оказалась наполнена таким драйвом, что затянула и до сих пор не отпускает...

Поэтому — да, мы по-прежнему занимаемся билетными и абонементными программами для спортивных клубов.

С той лишь разницей, что когда мы с тобой говорили шесть лет назад, нашим основным клиентом был хоккейный клуб «Динамо» (Москва). А теперь, вот уже на протяжении трех сезонов, мы организуем продажу билетов на матчи ФК «Торпедо Москва».

Это очень интересно — видеть, как на наших глазах и, в чем-то не без нашего участия, происходит возрождение большого футбольного бренда...


Понятно. Но еще, если говорить об изменениях, происшедших за эти шесть лет: ты за это время успел дебютировать и утвердиться в качестве спикера, преподавателя на факультете, который сам когда-то закончил. Как так случилось?

Все произошло как-то очень органично. Дело в том, что после окончания обучения и запуска собственного бизнеса я продолжал посещать интересные мне лекции в RMA, в особенности — занятия Кирилла Ларина по билетным и абонементным программам.

К сожалению, во время моей учебы Кирилл и RMA друг друга еще не нашли, и я отчетливо ощущал дефицит информации по этой теме.

А эти занятия здорово помогли мне систематизировать уже имеющиеся знания, более глубоко понять процессы и механизмы, работающие в нашей отрасли.

Для меня Кирилл — реально учитель и наставник, обладающий действительно фундаментальными знаниями.

В комбинации с уникальной методикой преподавания и большим практическим опытом работы (не только в спорте, но и в шоу-бизнесе, в театральных проектах, и т.д.) они помогли мне переосмыслить, казалось бы, очевидные вещи, и иначе посмотреть на построение бизнес-процессов в организации продаж билетов.

Так вот, однажды у него возникли обстоятельства, по которым он не мог прочитать запланированную лекцию, он заранее предупредил об этом Кирилла Эдуардовича, а тот предложил провести занятие мне.

Отказать в такой ситуации я просто не имел права...


Это свое первое занятие хорошо помнишь?

Честно говоря, в самых общих чертах. Подозреваю, что на тот момент это было представление кейсов по билетным и абонементным программам хоккейного «Динамо».

Если ты о том, волновался ли я... Тоже не особо. Рассказать о своей работе, о том, чем я активно и ежедневно занимаюсь, с этим никаких проблем не было.


Вообще, материал, который ты студентам даешь, он на чем основан?

Немного теории, и в основном — прикладная информация, истории из реальной практики, благо этого добра за более, чем 10 лет работы в индустрии накопилось достаточно.

Большое значение уделяю всевозможным профессиональным нюансам, ведь очень часто именно понимание нюансов позволяет «делать разницу», и достигать более высоких результатов.

Обращаю внимание на значимость обратной связи с болельщиками. Если к ним прислушиваться и относиться именно как к клиентам — можно получить очень разумные советы.


Вопрос, который часто задают нам абитуриенты: насколько реально устроится на работу в компанию, возглавляемую спикером, преподавателем бизнес-школы? У тебя сотрудники из числа наших выпускников работают или работали?

Абсолютно реально: я несколько раз устраивал стажировки для слушателей и выпускников RMA в период реализации абонементов на матчи ХК «Динамо», и были случаи, когда единовременно количество таких стажеров достигало десяти человек.

Некоторые из них оставались работать в компании, кто-то, получив необходимый опыт, продолжал самостоятельно строить карьеру в этом направлении.

Если нужны конкретные примеры: Василий Масленников, выпускник группы «С-37», отработал в «Спортивных проектах» полный сезон.

Видимо, по-настоящему проникся билетной темой Азамат Орквасов из группы «С-38» — он сейчас возглавляет спортивное направление в компании «Кассир.ру».


Я знаю, что ты принимал участие в нескольких организованных RMA зарубежных стажировках. Какая или, может быть, какие из них произвели на тебя наибольшее впечатление?

Две. Самая первая — Англия, я уже даже не помню сейчас, какой это был год. До нее с западным спортивным менеджментом я был знаком только по литературе, а тут — живые управленцы ведущих клубов АПЛ! Наверное, это и называется «культурный шок».

Лондон, Ливерпуль, Манчестер... Дружелюбные, открытые, готовые делиться опытом клубные спикеры — «МЮ», «Эвертон», «Челси», «Фулхэм»...

Мастер-классы по самым разным направлениям: маркетингу, работе с болельщиками, мерчандайзингу, посещение клубных мегасторов — в общем, это был просто переворот в сознании, реально другая планета!

Тогда я очень отчетливо осознал, что спорт действительно может быть бизнесом, и то, что мы здесь еще только пытаемся как-то создавать и развивать, там, в абсолютно рыночных условиях, при единых для всех правилах и понятных целях, в отсутствие административного ресурса, уже давно реально работает и приносит огромные деньги...

Ну, и вторая стажировка — это 2016 год, Канада. Для меня, как человека в то время работавшего с хоккеем, эта поездка на родину игры оказалась очень полезной.

Конечно, НХЛ — это тоже совершенно иной уровень: глубина проработки любых процессов, пристальное внимание к деталям, четкое понимание цели каждого действия, отношение к болельщикам...

Людям, которые там работают, я искренне и по-доброму завидовал. И, естественно, учился у них, старался перенимать опыт.


Какой конкретно?

В канадской поездке мне удалось познакомиться с технологическими платформами, которые клубы используют для реализации билетов, нюансами самих билетных программ. И, естественно, возникло желание кое-что из увиденного протестировать в наших условиях.

Например, для «Динамо» мы начали применять систему динамического ценообразования на билеты: изменение цены в зависимости от темпов продаж, времени, остающегося до игры, и некоторых других факторов...

Еще один подсмотренный и реализованный функционал: предоставление владельцам абонементов, которые не могут посетить конкретный матч, возможности выпустить через личный кабинет разовый электронный билет на свое место и передать его, скажем, другу.

Наверное, это можно считать шагом на пути к созданию у нас легального вторичного рынка билетов на спортивные, да и на любые другие мероприятия.

В Северной Америке такие билеты перепродают на официальных ресурсах, и клуб от таких продаж еще и получает свой процент, у нас же в стране практики легального ресейла пока нет, как, впрочем, и правовой базы для этого...


Опираясь на твой опыт как выпускника RMA, так и практикующего бизнесмена, что бы ты посоветовал тем нашим нынешним студентам, кто стремится к реальной карьере спортивного менеджера?

Все на самом деле просто и банально: главное — это по-настоящему к ней стремится. Необходимо совершенно точно отдавать себе отчет в том, зачем вы оказались в RMA, поскольку сам факт пребывания в стенах бизнес-школы желаемого трудоустройства, разумеется, не гарантирует.

Если вас сюда привело желание побывать в некоторых действительно весьма любопытных местах, куда простым болельщикам, как правило, вход закрыт — например, на тренировочной базе «Спартака» или другого футбольного клуба, то в самом таком стремлении, конечно, нет ничего предосудительного.

Но если основная мотивация на учебу именно в этом, то вы, скорее, болельщик, чем потенциальный спортивный менеджер.

Ну, а если вы действительно не мыслите себя вне работы в спорте, то мой совет таков: используйте все возможности, которые предоставляет бизнес-школа, прежде всего я говорю об участии во всевозможных стажировках.

Чем больше вы их пройдете, тем большему количеству работающих в спорте специалистов себя покажете, тем больший опыт наработаете, тем лучше станете понимать, в чем действительно хотите себя реализовать.

Ну и еще один cовет, он достаточно очевиден, но все же: ищите работу, не ждите, что она сама вас найдет. Берите инициативу в свои руки. Не будьте пассивны. Предлагайте себя. Пишите письма. Ходите на собеседования.

Это даст результат. Возможно, не сразу, но даст...


В этом году RMA исполняется 20 лет, а факультету «Менеджмент в игровых видах спорта» — пятнадцать. Согласись, это повод для поздравлений и пожеланий...

Ох, ничего себе! Пятнадцать лет! Как давно, оказывается, это было... Промелькнуло как один миг!

Что вам сказать... Я думаю, вы большие молодцы, и Кирилл Эдуардович — в первую очередь молодец, что 15 лет назад рискнул, и всю эту историю затеял.

По-моему, на тот момент RMA был фактически единственным в стране вариантом для тех, кто хотел получить образование именно спортивного менеджера. Да и сейчас, пожалуй, бизнес-школа в этом плане сильно выделяется на фоне остальных.

Мы об этом уже говорили: все эти годы, что прошли с момента моего выпуска, я от RMA не отдалялся, и потому могу сравнивать, какой программа была тогда, и какой стала сейчас.

На первых порах она была несколько сыроватой, во многом экспериментальной. Но была видна динамика развития: новые дисциплины, преподаватели-практики, мастер-классы, стажировки.

И, как результат, — нынешний уровень известности, узнаваемости, авторитета. Плюс — множество выпускников, пополнивших ряды менеджеров, реально работающих в индустрии, а ведь это — лучший показатель эффективности и правильности выбранного пути.

И еще вот что хочу отметить: по моим ощущениям, в нашем спорте, в спортивном менеджменте, несмотря на все его недостатки, в последние годы все-таки происходят позитивные изменения.

Идет реальное омоложение, на смену функционерам- динозаврам, которые и с компьютером-то зачастую не были знакомы, постепенно приходят молодые, профессиональные, энергичные, креативные ребята, среди которых, и это меня радует, очень заметен процент выпускников бизнес-школы.

Я надеюсь, что уже очень скоро именно такие парни и девушки будут определять лицо нашего спорта, и благодарить за то, что лицо это становится все более современным, открытым и симпатичным, нужно будет, в том числе, RMA.

Cпасибо вам!

И — так держать! Как минимум следующие лет двадцать.

Беседовал Петр БРАНТОВ

Все новости >